Мурманск — певек
«Росатом» пускается вплавь
19 мая в Мурманске пришвартовался единственный в мире атомный плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов». В ближайшие месяцы в его реакторы будет загружено ядерное топливо, а в следующем году он будет отбуксирован в порт города Певека, где станет основной частью первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС).
Предпосылки
Больше 60 % нашей страны — зона децентрализованного энергоснабжения. То есть в силу географических, экономических или иных причин на многих территориях России невозможно строить крупные электростанции. Доставка энергии туда затруднена и недешево обходится. А теплоснабжение часто обеспечивается гораздо менее экологичными и более дорогими, чем мирный атом, способами. Еще одна проблема — износ и необходимость вывода из эксплуатации ТЭС по всей стране. Впрочем, подобные трудности есть не только в России.
Решение проблем электрификации «с воды»
Одним из основных источников энергии и тепла для территорий с проблемным электроснабжением в ближайшие десятилетия могут стать атомные станции малой и средней мощности. В том числе — плавучие. Первая и пока единственная в мире ПАТЭС будет запущена на Чукотке примерно через полтора года. Ее сооружение, безусловно,  довольно дорогой проект. Но за ней последуют другие, а отточенный процесс и серийное производство значительно уменьшат затраты. В итоге эта инновация «Росатома» может открыть российским атомщикам и новые сегменты международного рынка.
— «Академик Ломоносов» — уникальная разработка российских ученых, не имеющая аналогов в мире. Это первый референтный образец мобильных источников атомной энергии средней мощности, спрос на которые мы прогнозируем в ближайшие годы как весьма и весьма высокий. Большой интерес к такой компетенции демонстрируют все островные государства, где нельзя по определенным причинам создать мощную инфраструктуру передачи электроэнергии.
Алексей Лихачев, глава «Росатома»
Что это такое?
Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) — энергоисточник нового поколения, созданный на базе российских технологий атомного судостроения. Основной элемент станции — плавучий энергоблок (ПЭБ). Это несамоходное судно, на котором размещено энергетическое оборудование для генерации электрической и тепловой энергии. ПЭБ сооружается на судостроительном заводе и морем доставляется к месту размещения ПАТЭС. На месте же строятся только вспомогательные сооружения.
Первый!
Единственный в мире ПЭБ «Академик Ломоносов» недавно был создан Балтийским заводом в Санкт-Петербурге и доставлен к месту загрузки реакторов топливом — в Мурманск.
Будущая ПАТЭС в цифрах
электрическая мощность
70 мВт
тепловая мощность
140 Гкал/час
тип реакторной установки
2 х КЛТ-40С
12 лет
срок службы до заводского ремонта
40 лет
общий срок службы
69 чел.
обслуживающий персонал ПАТЭС
Основные продукты ПАТЭС
Электроэнергия
Тепло
Пресная вода
Снабжение
  • удаленных районов (в том числе Севера и Дальнего Востока)
  • платформ по добыче углеводородов на шельфе
  • военных баз и портов
  • территорий с дефицитом пресной воды
ПАТЭС позволяет
  • отказаться от завоза органического топлива
  • обеспечить долгосрочные условия для развития промышленно-портовых инфраструктурных проектов
  • обеспечить поддержку разработки месторождений полезных ископаемых
  • повысить качество жизни населения в местах размещения
Компоновка оборудования ПЭБ
Безопасность
ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Ядерные процессы на плавучем энергоблоке отвечают всем требованиям МАГАТЭ и безопасны для окружающей среды.

  • Обеспечено оптимальное сочетание пассивных и активных систем безопасности, усилены свойства внутренней самозащищенности.
  • Аварийная локализация на пути выхода радиоактивных веществ обеспечивается пятью барьерами.
  • Радиационное воздействие не превышает уровень естественного радиационного фона.
Путь «Академика Ломоносова»
ПЭБ «Академик Ломоносов» сооружен на Балтийском заводе и спущен на воду в Санкт-Петербурге. В мае 2018 года он был отбуксирован в Мурманск: преодолел 4000 км по водам Балтийского, Северного, Норвежского и Баренцева морей. После загрузки ядерного топлива в реакторы и комплексных швартовых испытаний ПЭБ отправится к конечному месту базирования — в Певек, где станет основной частью ПАТЭС и обеспечит электроэнергией Чукотский автономный округ, заместив мощности устаревших Билибинской АЭС и угольной Чаунской ТЭС.
Что дальше?
Певек ждет
Местом размещения первой ПАТЭС станет самый северный город России — Певек (Чукотский автономный округ). Он расположен на восточном берегу одноименного пролива, соединяющего Чаунскую губу и Восточно-Сибирское море.

Билибинская АЭС и Чаунская ТЭС, обеспечивающие территорию теплом и электричеством сейчас, почти исчерпали свой ресурс эксплуатации. Их и заменит «Академик Ломоносов» — к моменту остановки станций как раз будет введена в эксплуатацию ПАТЭС.
Сегодня в Певеке непрерывно ведутся строительные работы по созданию всей необходимой инфраструктуры на берегу — линий электропередачи, административных вспомогательных зданий; гидротехнических сооружений, защитного мола-причала и береговой площадки, призванных обеспечить безопасную стоянку энергоблока и приемку с него энергомоста в месте, где будут проходить электрические связи и выдача энергии на берег.
Модернизация
«Академик Ломоносов» — пилотный проект. Прямо сейчас «Росатом» уже работает над вторым поколением атомных станций малой и средней мощности. Например, оптимизированный плавучий энергоблок будет меньше и дешевле своего предшественника. Его предполагается оснастить двумя реакторами типа РИТМ-200M (мощностью 50 МВт каждый). Это самые современные и компактные на текущий момент судовые реакторные установки, которыми оснащаются ледоколы.
Преимущества
Компактность
Малый размер открывает широкие возможности для размещения.
Модульность
Мощность станции можно изменить за счет новых энергоблоков. Модули поставляются в готовом виде.
Сокращенный период сооружения
Время сооружения меньше, чем у атомных станций большой и средней мощности.
Широкая область применения
Могут использоваться для производства электричества, генерации тепла и опреснения воды.
Экологичность
Нет эмиссии СО2.
Перспективы
Сама по себе идея «электричества с воды» не нова. К примеру, турецкая компания Karadeniz Powership создает на базе списанных судов плавучие электростанции, работающие на дизельном топливе, газе или мазуте. Всего в мире сейчас около 80 «электрических судов» (самое крупное — Karadeniz Powership Orhan Ali Khan) и 18 в процессе создания. Они обслуживают территории децентрализованного электроснабжения, например в Гане, Ливане, Индонезии.

В целом возможный мировой запрос на плавучие электростанции эксперты оценивают на уровне 10 ГВт и более. И это — потенциальный рынок для «Росатома». В мире давно ждут действующих атомных станций малой и средней мощности, их появление может разбудить спящий спрос.

Обладая не меньшей мобильностью и мощностью, атомные плавучие теплоэлектростанции надежнее и экологичнее, характеризуются большим сроком службы, чем электростанция на базе списанного судна. Кроме того, способны выдавать не только электричество, но и тепло, а также опресненную воду.
В России и во всем мире впервые появляется возможность транспортировать источник безопасной экологической энергии, мирный атом
Виталий Трутнев
директор по сооружению и эксплуатации ПАТЭС «Росэнергоатома»